Одним из важнейших и наиболее широко распространенных пигментов, применяемых в производстве печатных и эстампных красок, а также для красок и туши, используемых в художественной графике, является сажа.
Сажа — почти стопроцентный углерод с незначительной примесью водорода и кислорода. Она поглощает 95—97% падающего на нее света и имеет поэтому интенсивный черный цвет. Сажа обладает высокой прочностью относительно света, воды, щелочей, кислот, масла и органических растворителей; ее дисперсность порядка 0,03 до 0,2 мк. К недостаткам сажи надо отнести ее способность задерживать пленкообразование натуральных и алкидных олиф, повышенный расход масляных связующих и несколько коричневатый или серый тон. В целях повышения черноты красок, изготовленных на саже, в них вводят подцветки. Для газетных красок в качестве подцветки используется жирорастворимый краситель индулин, а для иллюстрационных — синий пигмент милори, а также красочные лаки синего и фиолетового цвета. Повышению черноты газетных и ряда других красок со связующими из минеральных масел способствуют также растворяемые в них асфальты, битумы и пеки.
Получается сажа при неполном сгорании нефтяных газов, жидких и тяжелых (твердообразных) нефтепродуктов и другого углеводородосодержащего сырья при высоких температурах. При этом пигменты, полученные осаждением из продуктов неполного сгорания, называются сажей, а остатки неполного сгорания твердого сырья — чернями.
Черни являются пигментами крайне неоднородными по составу, дисперсности и зольности и для изготовления печатных красок теперь не применяются.
Однако в художественной практике черни все еще используются. В старину была известна наиболее качественная и дорогая слоновая чернь. В настоящее время вместо нее применяют костные черни. Они являются более высокосортными, чем виноградная, буковая, персиковая, пробковая и т. д. Достоинством черней является их малая маслоемкость. Очень высокая маслоемкость высококачественной канальной сажи (80—100%) делает в целом ряде случаев затруднительным и даже невозможным ее использование для художественных работ.
Для печатных красок применяются главным образом газовые сажи — печная и канальная. Наиболее тонкой является канальная сажа, получаемая сжиганием природного газа с помощью горелок. Печная сажа в качестве пигмента для красок применяется редко: она грубодисперсна и жестка.
|