Пятница, 17.05.2024, 06:16

ПЛАНЕТА МАСТЕРСТВА

Меню сайта
Советуем почитать


Категории раздела
Художники [18]
Архитекторы [4]
Техника китайской живописи [86]
Материалы, применяемые в живописи [127]
Статистика

Из мира искусства

Главная » Статьи » Материалы, применяемые в живописи

Этапы процесса пленкообразования

Процесс пленкообразования, протекающий в несколько стадий, в самой общей, схематичной форме можно представить себе следующим образом:

1) индукционный период;

2) окисление;

3) переход первичных продуктов окисления в активные радикалы — «инициаторы»;

4) образование полимера.

Индукционный — это начальный период, в течение которого происходит главным образом подавление, т. е. разрушение веществ, замедляющих процесс пленкообразования, — антиоксидантов, всегда присутствующих в натуральных маслах. Затем происходит процесс окисления

 Термин «высыхающее масло» является неправильным; при высыхании тело теряет в весе, а между тем масла, из которых изготовляются олифы для художественных и печатных красок, в процессе образования твердой эластичной пленки при соединении кислорода и укрупнении молекул не теряют, а увеличивают свой вес. Таким образом, фактически происходит не высыхание, а химическое пленкообразование. Следовательно, надо всегда иметь в виду, что термин «высыхание» применяется в данном случае условно.

Перекиси переходят в активные радикалы — инициаторы. Эта реакция выражается в том, что насыщенное звено масла становится ненасыщенным и оно таким образом активизируется: у него появляются свободные связи.

Связь между его структурными элементами (мономерами) осуществляется с помощью кислородных мостиков. Однако процесс полимеризации может происходить и без участия кислородных мостиков — за счет соединения молекул масла в результате раскрытия двойных связей.

В результате полимеризации размеры молекул увеличиваются и масло становится все более плотным, более вязким. Пленка затвердевает сначала с внешней стороны, а затем по всей толщине. Быстрое образование тонкой поверхностной пленки в начальный момент процесса образования полимера имеет большое значение в практике печатания, так как такая пленка препятствует «отмарке», т. е. перетаскиванию краски со свежего оттиска на оборотную сторону соседнего листа.

Наряду с числом функциональных групп в молекуле масла на скорость протекания окислительнополимеризационных процессов оказывают влияние такие факторы, как температура, свет, катализаторы (ускорители), толщина красочного слоя и т. д. Имеются указания на то, что скорость образования пленки увеличивается в 2—3 раза при повышении температуры примерно на 10° С и в 8—10 раз по сравнению с пленкообразованием в темноте. Эти данные представляют интерес не только для работников полиграфии, но и живописцев.

Имеется ряд красок, процесс пленкообразования которых происходит очень медленно даже в тонком слое (1—3 мк), например, у фиолетовых цветных лаков, крапплака и т. д.

Наряду с этими есть краски, которые, наоборот, затвердевают очень быстро. К ним относятся цинковые белила, милори, ультрамарин и др.

Пленкообразование значительно ускоряется добавлением сиккативов, которые в красках играют роль катализаторов процесса окисления высыхающих масел и олиф. Введение сиккатива, например в льняное масло, ускоряет процесс образования пленки, пленка образуется в течение 5—б ч вместо 5—7 суток.

Замедленное образование пленок натуральных и синтетических олиф при толщине красочного слоя 0,8—2 мк вызывает ряд осложнений в процессе печатания и ухудшает качество продукции. Скорость печатания приходится уменьшать в связи с тем, что часть невысохшей краски одного оттиска переходит на оборотную сторону последующего оттиска.

Категория: Материалы, применяемые в живописи | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 1026
Поиск

МОУДОД ДХШ ИВАНТЕЕВКИ © 2024
Хостинг от uCoz