Фресковая живопись может выполняться как по сырой стене (альфреско), так и по сухой (альсекко).
В последние годы фресковая живопись со своими монументальными декоративными и пластическими возможностями вышла из дворцовых и церковных помещений и перешла на стены и потолки столовых, ресторанов, баров и кафе, кинотеатров и т. д. Она шагнула на улицу и появилась в своих малых и монументальных формах на фасадах новых зданий. Фресковая живопись интерьера и внешняя настенная живопись архитектурных сооружений вызвали к жизни новые, модернизированные фресковые краски. Вместо классических известковых красок стали применяться темперные краски (см. ниже), краски на основе полихлорвиниловых и поливинилацетатных смол, силикатные минеральные краски на жидком калийном стекле (каймовские краски), нитролаки и нитроэмали, кремнийорганическиесмолы, красители и гидрофобизирующие жидкости, главным образом полиорганосилоксаны , полимерцементные цветные бетоны и клеи и т. д. Для фресковой декоративной живописи часто применяют клеевые краски и относительно редко — масляные.
Известковые краски применялись для фресковой настенной живописи еще в Древнем Египте, в Греции, в Риме, в древнерусском зодчестве. Образцами фресковой живописи являются, например, стансы Ватикана работы Рафаэля, фрески Софийского собора в Киеве(Х1 в.), замечательные росписи Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире и ликующие, светлые, радостные краски фресок Дионисия, покрывающие стены и своды Ферапонтовского соборного храма (в Вологодской области).
Полиорганосилоксаны отличаются высокой гидрофобностью. Из них получают строительные и другие пористые материалы, отличающиеся термостойкостью, проницаемостью для воздуха, но не пропускающие воду. Из них получают кирпичи, картоны, фарфор и т. д.
|