К гармоническим сочетаниям могут быть отнесены, например, такие пары и триады:
Синий — оранжевый
Фиолетовый — желтый
Пурпурный — желтый
Пурпурный — зеленый
Синий — зеленовато-желтый
Голубой — красный
Изучая цветные гармонические отношения, не следует забывать эстетическую ценность ахроматических цветов — белого и черного.
Само собою разумеется, что в орнаментальном искусстве (декорирование ковров, тканей, керамики и т. д.; в архитектуре, строительстве, промышленности и т. д.) применение цветных гармонических сочетаний является почти правилом. Однако должно быть понятным и то, что в своей творческой практике художник, создавая живописное произведение и в других случаях художественного творчества, волен использовать как гармонические, так и дисгармонические отношения цветов в соответствии с требованиями единства сюжета, композиции и колорита для эмоциональновыразительного воздействия на зрителя.
Использование цветовых параметров художественно-живописных и печатных красок должно быть подчинено правдивому, т. е. реалистическому, отражению явлений природы и жизни общества. Пример неправильного использования такого ценного свойства цвета, как высокая яркость, приводится ниже.
Красный — желтый — синий
Пурпурный — желтый — голубой
Красный — зеленый — синий
Желтый — оранжево-фиолетовый и т. д.
Когда Н. К. Рерих, большой, своеобразный художник, использует флуоресцентные краски для серии картин, показывающих величественную панораму Гималайского хребта с сияющими вершинами его гор, то это оправдано. Также оправдано применение в ряде случаев ярких ДФкрасок для таких «малых форм», как рекламы, объявления, суперобложки к книгам, акцидентные изделия, сигнальные объекты разных типов и т. д. Однако для тонких, строгих художественноживописных и графических работ ДФкраски можно применять, лишь «приглушив» их «кричащую» яркость путем смешения флуоресцентных красок с обычными.
|