В Михайловской мозаике преобладают зеленые цвета исключительной красоты. Гамма изумруднозеленых и приглушенных темнозеленых тонов дается в сочетании с сероватобелыми, розоватыми и пурпурными цветами. При этом изумруднозеленые сочетаются с золотой смальтой, имитирующей золото (золотая фольга, сплав золота с серебром, серебро и золото с медью, фольга из меди).
Словесные определения цвета действительно не могут передать точно переливчатую гамму переходов серебристобелых, жемчужно-серых, бело-зеленых, нежно-розоватых в красно-коричневые и сине-стальных в темно-фиолетовые.
На графике цветность обозначается точкой. Но для получения таких точек надо иметь трихроматические коэффициенты. В. И. Левицкая получила их на трехцветном колориметре Л. И. Демкиной при освещении образцов под углом 45° источником освещения В, воспроизводящем дневной свет. Трихроматические коэффициенты х, у, определяющие координаты цветности многочисленных образцов смальт, позволили получить ряд точек на графике.
Концентрические треугольники на графике указывают чистоту цвета в процентах. Чистота в центре, т. е. в том месте, где расположен источник, равна нулю, и далее она увеличивается в направлении к внешнему периметру до 100%. Прописными буквами А, В, С обозначены источники освещения. В данном случае, как указывалось, был использован источник В, цветовая температура которого равна 4800° К. Радиальные линии, исходящие из центра, в месте пересечения внешнего периметра указывают длину волны. Вспомогательная сетка, состоящая из пересекающих друг друга.под прямым углом линий и наложенная на график, позволяет легко определять координаты цветности X, у.
Результаты колориметрических измерений цветных смальт из состава палитры мозаик Архангела Михаила приведены в табл. 6, где для хроматических и ахроматических образцов наряду со словесными определениями
Словесное определение цветности отдельных смальт Значение координат цветности
Синий (оттенок ультрамарина) 1 0,330 0,328 470 3 2,0
Тот же 3 0,301 0,304 476 5 8,6
Зеленый (оттенок зеленого кобальта) , 5 0,309 0,466 535 44 3,5
Желто-зеленый 10 0,359 0,467 560 56 8,3
Приглушенный желтый (оттенок охры) 18 0,440 0,407 583 56 34,6
Желтый светлый 17 0,402, 0,406 578 45 53,3
Оранжево-желтый .... 16 0,531 0,426 588 89 27,8
Красный с коричневым оттенком 19 0,476 0,368 598 50 4,6
Розовый 20 0,432 0,380 590 42 30,1
Ахроматические цвета
Темно-серый (с оранжевым оттенком) 21 0,382 0,352 — — 7,5
Черный (с зеленоватым оттенком) 25 0,350 0,356 — — 2,9
Черный с синеватым оттенком 26 0,341 0,347 — — 2,5
Светло-серый с зеленоватым оттенком 30 0,358 0,374 — — 2,7
Серый с пурпурным оттенком U7 — — 497 5 4,5
Серый с пурпурным оттенком .... 118 — — 517 4 7
цветности отдельных смальт даны показатели измерений двумя способами: как в значениях координат цветности х, у У так и в виде характеристик — длина волны X в ммк, чистота р в % и коэффициент отражения р в %.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
С помощью трихроматических коэффициентов х, у определяется качественная сторона цвета — «цветность», количественная же оценка цвета возможна лишь с использованием трехкоординатной пространственной системы. Что касается художников, то их вполне устраивает качественная оценка цвета.
|