Пятница, 17.05.2024, 08:07

ПЛАНЕТА МАСТЕРСТВА

Меню сайта
Советуем почитать


Категории раздела
Художники [18]
Архитекторы [4]
Техника китайской живописи [86]
Материалы, применяемые в живописи [127]
Статистика

Из мира искусства

Главная » Статьи » Материалы, применяемые в живописи

Классификация и состав художественно-живописных красок

Хотя цвет и яркость изображений на оригиналах всех видов обязаны своим происхождением оптическим свойствам красящих частиц краски, карандашей и туши, технику живописи и графических работ определяет не пигмент, а связующее.

Действительно, благодаря лишь вязкости и структурным свойствам краски — ее подвижности, текучести, пластичности — художник может создавать изображение: выполнять масляную тонировку грунта; делать прописи корпусными и лессировочными красками; выполнять подмалевки с моделированием объемных и плоских, больших и малых мазков различной конфигурации, той или иной фактуры и т. д.

Художественно-живописные краски могут быть классифицированы по видам связующего следующим образом.

Фресковые краски. Слово фреска происходит от итальянского слова fresco, основное значение которого в переводе на русский язык — «свежий». Под фресковой живописью подразумевается техника живописи водяными красками или красками, пигмент которых замешен на известковой воде.

Для выполнения фресковой росписи художник должен предварительно изготовить набросок изображения, эскизы в натуральную величину и подготовить картины для рисования контуров изображений на поверхности свежеотполированной штукатурки. Затем художник приступает к основной своей работе — наполнению контуров (абрисного изображения) красочными плоскостями, пятнами и т. д.

Штукатурка (грунт) составляется из одной части гашеной извести Са(ОН)2, двух частей кварцевого песка и какого-либо наполнителя (дробленый кирпич, кусочки известняка, солома, пенька и т. д.), предохраняющего грунт от растрескивания. Таким образом, в классических фресковых красках, будут ли они изготовлены на воде или известковой воде, связующим практически полученного изображения на штукатурке является раствор извести. Поэтому фресковые краски можно назвать также известковыми красками.

Закрепление краски на свежеоштукатуренной стене обусловлено взаимодействием гашеной извести Са(ОН)2 с углекислотой из воздуха. Реакция высыхания известковой краски, в результате которой образуется тончайшая, прозрачная, очень прочная, долговечная пленка кристаллического углекислого кальция, выражается следующим уравнением:

Са(ОН)2 + С02 = СаС03 + Н20.

Само собою разумеется, фресковые краски должны изготовляться на пигментах, не вступающих в соединения с известью, и быть светопрочными. Раньше применялись главным образом охры, умбры, марсы, синий и зеленый кобальт, зеленая изумрудная и др. В наше время применяют также устойчивые к извести кадмий красный окись хрома. Органические индиго и баканы, а также киноварь, все синие и черные краски наносят уже на сухую штукатурку с помощью клея.

Следует иметь в виду, что фресковые краски, высыхая, бледнеют почти втрое. Во фресковой живописи широко применяются лессировки. Однако при большом количестве красочных слоев цвета ослабевают и тускнеют. В качестве подкладочных тонов для синих цветов используют серую рефть.

Рефть представляет собою смесь свинцовых белил и черной краски с небольшой добавкой желтой охры. В результате подкладки рефти  синие краски во фресковой росписи значительно выигрывали в раскрытии и передаче цвета. В древней иконописи для лиц, рук и ног применялась санкирь — довольно темная «тельная» краска, состоявшая из желтой охры с добавкой сиенны и в очень небольшом количестве черной краски. Санкирь выполняла роль не подкладки, а подмалевки, т. е. основного слоя краски, которая в ряде мест, где это требовалось, осветлялась.

Рефть и санкирь применялись не только для фресковой, но и темперной техники.

Категория: Материалы, применяемые в живописи | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 1795
Поиск

МОУДОД ДХШ ИВАНТЕЕВКИ © 2024
Хостинг от uCoz