Существует понятие предметного цвета, которое художники называют локальным цветом. Локальный цвет — это не изменяющийся, постоянно присущий предмету характерный, «памятный» цвет, лишенный оттенков, модуляций, которые возникают под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов и т. д.
Однако человек, наблюдая тот или другой цвет, не может не воспринимать его ассоциативно, т. е. в свете привычного, связанного с данным цветом практического жизненного опыта, а иногда под воздействием какихлибо особо ярких, запоминающихся впечатлений. Синее ассоциируется с холодным небом, с холодными водными пространствами; желтое — с теплом и светом. Отсюда — теплые и холодные цвета.
Таким образом, наряду с его собственным качеством цвет наделяется человеком дополнительными эмоциональными компонентами конкретного цвета. И здесь Гёте прав. Об эмоциональной окраске восприятия цвета в живописных полотнах хорошо сказано в книге Н. Н. Волкова «Цвет в живописи» : «Вообще цвет в картине значит не только то, что он значит сам по себе. — На картине реализовано обогащенное восприятие цвета». Учитывая влияние на восприятие многочисленных физиологических и психологических факторов, а также широко изменяющихся условий наблюдения, можно согласиться с определением цвета, даваемым Р. М. Ивенсом: «Цвет — это то, что вы видите, а не то/что могли бы видеть».
|