1. Различие в использовании художественных и печатных красок заключается в разных методах «конструирования», моделирования изображений на живописных картинах или издательских оригиналах и в репродукциях. Отличие между живописными картинами и специально подготовленными издательскими оригиналами, с одной стороны, и репродукциями, — с другой, определяется характером фотографического «моделирования» полутоновых изображений последних. Это — дискретные, точечные, растровые изображения. Безрастровые полутоновые изображения получают в фототипии. Существенное отличие в передаче градаций тонов на многоцветных оригиналах, с одной стороны, и на репродукциях, с другой, заключается в том, что на репродукциях изменение градаций обусловлено различными размерами растровых точек, различной их площадью при одинаковой толщине слоя краски для каждой из точек, в то время как на цветных оригиналах для изменения градаций тонов, наряду с другими приемами, используются слои красок различной толщины.
Таким образом, изображения на репродукциях следует характеризовать как плоскостные, а на многоцветных оригиналах как рельефные.
2. Художнику было бы очень трудно или даже невозможно работать с красками, которые для их смешения, отрыва и переноса с помощью кисти на материалоснову требовали бы усилий. Структурномеханические свойства художественных красок — текучесть, способность к образованию из частиц пигмента сплошного пространственного каркаса, а также вязкопластичные свойства—должны быть такими, чтобы они отвечали соответствующей технике, были удобны в использовании и не утомляли художника. Что касается печатных красок, то они перетираются, раскатываются и наносятся на печатную форму и воспринимающие основы с помощью машин.
3. Самый общий сравнительный анализ рецептурного состава художественноживописных и эстампных красок, с одной стороны, и печатных — с другой, показывает, что:
а) в первой из них используются низкодисперсные, более крупные пигменты, главным образом неорганического происхождения, в то время как в печатных красках— высокодисперсные, более тонкие, в основном органические пигменты и красочные лаки;
б) связующие для красок обоих видов, и в особенности для печатных красок, являются сложными композициями, но разного типа. В композиции связующих для художественных и эстампных красок входят, например: казеин, декстрин, костный клей, масло подсолнечное, льняные натуральные олифы, бычья желчь, бура, фенол, мыло, воск, бальзамы, камеди и т. д. В связующие печатных красок разного назначения вводят такие компоненты, как натуральные льняные олифы, синтетические полиэфирные олифы, индустриальные масла с разведенными в них смолами, смоляные лаки на основе легколетучих органических растворителей, разбавителей, сиккативы и т. д.
|