Готовая печатная продукция на жести для консервных банок, детских игрушек и т. д. представляет собой систему: жесть—слой грунтовой краски — жестепечатные краски — покровный лак.
Белая грунтовая краска № 1770Н отличается от краски № 10815 тем, что в нее входит еще растворитель в количестве 15% от веса краски (10815).
Киевским филиалом ВНИИППа разработаны следующие цветные жестепечатные краски: желтая № 10550, красная № 10219, синяя № 10350, зеленая № 10431, черная № 10072.
Все другие цвета и цветные оттенки получаются путем смешивания указанных красок в соответствующих количественных соотношениях. Краски голубых, розовых и серых тонов приготовляют путем разбавления синей, красной и черной красок прозрачными белилами № 801. Основное отличие цветных жестепечатных красок от грунтовых заключается в меньшем содержании пигмента.
Металлографские краски — это эстампные краски, применяемые для таких гравюрных манер, как резцовая гравюра, офорт и его разновидности, меццотинто (черная манера), гелиогравюра и т. д. Резцовая гравюра выполняется на медных или стальных тщательно выровненных и отшлифованных досках. После переноса на поверхность доски контура рисунка гравер с помощью штихелей различных сечений, срезов и разной формы начинает резьбу металла. Комбинацией линий, толщины и глубины штриха получают различные по силе тона и фактуре изображения.
Офорт — способ углубленного гравирования, при котором линии рисунка процарапывают резцом или иглой в смоляном грунте, нанесенном на медную доску, а затем подвергают травлению азотной кислотой.
Меццотинто заключается в обработке металлической доски специальным инструментом (зернящей качалкой), пока она не сделается равномерно зерненной. На доску переносят контур рисунка. Затем работают шабером и гладилкой (воронилом), выглаживая зерно и счищая светлые места в зависимости от рисунка. При этом способе достигается более плавный переход от самых черных мест изображения к светам. Полученные эстампы отличаются бархатистостью тонов, силой и выразительностью.
Гелиогравюра — фотомеханический способ изготовления формы глубокой печати. Медная доска предварительно припудривается асфальтовым порошком и после подогрева травится кислотой. Поверхность доски становится зерненой. Затем производится копирование полученного с оригинала диапозитива на пигментную бумагу со светочувствительным желатиновым слоем. Копия переносится на зерненую доску и травится. Гелиогравюра — один из самых высокохудожественных способов репродукции.
Для печатания с медных гравюр применяют специально подобранные связующие и пигменты. Для печатания художественных эстампов должны применяться тщательно перетертые густые краски, к которым предъявляется требование легкого и полного перехода на бумагу из всех углублений медной пластины. Для этих красок в качестве связующего применяют главным образом льняные олифы.
Краски для гравюр составляют таким образом, что в их связующие частично входят летучие вещества. Эти краски, довольно жидкой консистенции, должны легко заполнять все углубления гравюры и вместе с тем в процессе снятия эстампа с пластины полностью их освобождать и переходить на бумагу. В этой связи к ним предъявляется требование высокой дуктильности: будучи довольно жидкими, они должны хорошо тянуться. Важно также, чтобы после получения оттиска краска легко стиралась с пробельных участков гравюры. Металлографские краски должны обладать повышенным глянцем.
В этом рецепте при большой концентрации пигмента связующего относительно мало, тем более что маслоемкость сажи (слоновая кость и ламповая копоть) всегда очень высокая. В результате такая краска дает на эстампах матовое изображение.
|