Тот, кто никогда не бывал в горах Китая, увидев эту работу, может понять, какова жизнь в китайской деревне. Осенью, когда заходит солнце, над землей нависает плотный туман, не позволяющий смотреть вдаль, но обостряющий другие чувства, например обоняние. Все запахи воспринимаются более остро: влажная трава, почти сухие листья, стволы и даже ладан дальнего храма. Слышится журчание воды, движение мелких животных и полет птиц. В этой среде создается атмосфера духовной сосредоточенности, прерываемая только звуком колокола, на который отвечает другой из дальнего храма, созывая на службу божества и людей, поскольку на Востоке верят, что любой может лететь по воздуху до указанного места, пока слышит этот звук. Эта работа символизирует духовный подъем вверх к свету или просветлению. Прежде чем приступить к рисованию, надо точно определить композицию. В работе не должно быть много элементов, но между ними должна быть достаточная дистанция, отражающая циркулирующий воздух, туман и облака. В качестве модели для этого упражнения выбраны несколько пейзажей, на которых хотя и не изображен Китай, но по духу они близки китайской философии мистицизма. 1. Начинают рисовать ствол дерева черной краской от корня до верхних веток. 2. Поверх веток рисуют листья, нанося маленькие мазки в форме точек. 3. Чтобы нарисовать камни, используют достаточно сухие мазки, наклоняя кисть к основанию камня. Кончиком кисти рисуют прослойки их текстуры. 4. Нарисовав второе дерево, более маленькое и тонкое, чтобы обозначить перспективу, приступают к изображению храма. Кончиком кисти рисуют форму, сначала крышу, а потом стены. 5. Разведенной краской изображают дерево, скрытое в легком тумане. Рисуют две трети дерева и, начиная оттуда, оставляют пустое пространство, резерв, и продолжают рисовать несколькими сантиметрами выше. 6. Далее разведенной краской рисуют листья на ветке под пустым пространством, делая пары тонких линий. 7. Делают эскиз дороги в стороне от храма и сразу сзади него рисуют скалу. На этом же месте рисуют кипарис. Используют практически ту же самую технику, что и в случае с предыдущим деревом, и так же оставляют пустое пространство, чтобы изобразить туман. 8. Второй план пейзажа начинают рисовать с одной из гор в центре. Следующие горы изображают более разведенным тоном, поскольку они немного светлее. 9. Когда главная гора закончена, рисуют окружающие ее горы очень легкими мазками, нанося точки наклоненной кистью. Эти мазки накладываются одни на другие, пока не будет достигнута нужная текстура и степень насыщенности. 10. Второй храм на горе рисуют средним тоном тонкими линиями и немного разведенной краской; он расположен между горой и облаками. 11. Теперь кисть обильно смачивают водой и очень светлой краской и начинают рисовать гору в верхнем правом углу от верхушки до откоса. 12. Не дожидаясь, пока высохнет предыдущая краска, кисть смачивают чуть более темной краской и наносят группы точек, изображающих текстуру растительности на горе. 13. Дальнюю гору рисуют в верхней части бумаги. 14. На камнях на первом плане точками рисуют мох. 15. Листья и деревья раскрашивают кистью большего размера, смоченной очень светлой краской. 16. Точки и пустые листы заполняют сильно разведенной краской очень легкими точками. 17. Камни раскрашивают очень разведенной краской, имея в виду, что направление мазков должно следовать за текстурой. Основную часть камней раскрашивают более широким пятном. 18. Раскрашивая храм, поддерживают разницу тонов у передней и боковой стены, это придает глубину зданию. 19. Землю раскрашивают очень разведенной краской и горизонтальными мазками. У подножия скалы используют чуть более темную краску, чтобы оно казалось более устойчивым. 20. Кончик кисти разделяют надвое, смачивают очень светлой краской и рисуют текстуру и глубину тумана; рисуют край белого пространства, чтобы достигнуть эффекта пара, нанося легкие мазки. 21. В верхней части тумана тоже наносят точки, чтобы создать эффект атмосферы. 22. В зоне деревьев работают тем же способом, создавая эффект тумана. 23. Когда заканчиваются монохромные краски, приступают к раскрашиванию. Разведенным коричневым изображают круглые листья дерева на втором плане. 24. Чтобы раскрасить листья дерева справа от храма, используют желтовато-зеленый тон. 25. Стены храма покрывают чуть темным коричневым, что подчеркивает их древность. 26. Наконец зеленоватым коричневым раскрашивают качни. Осень, мудрость нашей духовности! Надпись на печати гласит: Живя в голубой горе, что в переводе напоминает прозвище художника Уолтера Чень.
|