В китайской живописи отражены тысячелетия традиции, культуры и философии жизни. Китайцы уважают Природу, от которой зависят и которой подражают, чтобы не нарушать космический порядок. Есть несколько чисто китайских образцов живописной техники, которые рождены из опыта народа. Их можно понять и даже сымитировать, но они никогда не получатся у того, кто не чувствует, не дышит и не любит с таким почтением, как китайский народ. Доказательство тому - следующая работа.
Несколько часов назад зашло солнце, и по зелени растений видно, что наступила весна. После зимнего холода там, где земля казалась мертвой, снова появляется и прорастает растительность на горах. Эта метафора относится и к реке - как источнику жизни, телесного и духовного возрождения, пути и движению между двумя состояниями души, двумя возрастами человека. Юноша после нескольких месяцев самопознания и одиночества пришел навестить своего друга и приветствует его с восхищением и уважением. Молодой человек рассказывает старцу о своей жизни; тот слушает его, затем поднимает глаза и встречается с добрыми, полными света глазами. Юноша внезапно постигает истину: то, что он ищет, находится в нем самом. Учитель ободряет ученика, что придает ему сил двигаться дальше.
Формат этого пейзажа горизонтальный, композиционный центр расположен слева внизу, где изображена фигура старика с тростью после долгого пути. Это отшельник, оставивший мирские заботы, чтобы благодаря своему уединению на горе достигнуть высшей мудрости и помочь тем, кто приходит к нему просить совета. Фигура человека находится на треугольной части земли. Выше, на заднем плане в верхнем углу, есть другое похожее треугольное пространство, но повернутое на 180°, где рисуют горы. Если соединить этот верхний перевернутый кусок и начальный нижний, получится квадрат. Это эмблема императора, хозяина Земли. В Древнем Китае верили, что Земля квадратная, и даже сейчас используют эту фигуру, чтобы изобразить Землю.
При таком расположении элементов пространство делится на четыре части, что напоминает идею о противоположном и взаимодополняющем (инь и ян).
1. Передний план с фигурой старика и текстуру камня начинают рисовать жесткой кистью.
2. Сначала рисуют ствол дерева, а затем листья двойными очень тонкими линиями, которые позже раскрасят.
3. Нарисовав ствол ивы за первым деревом, кисть меняют на очень тонкую; ее смачивают насыщенной краской и рисуют фигуру старика. Начинают со шляпы, потом рисуют лицо, одежду и трость. Дойдя до рукава, увеличивают давление кисти, чтобы добиться более толстого мазка.
4. Тем же способом и тем же тоном изображают фигуру юноши, поскольку они оба находятся на одном тане.
5. Более толстой кистью рисуют дом. Текстуру крыши передают параллельными мазками.
6. Закончив основные детали, рисуют край берега озера сильно наклоненной кистью и заканчивают изображением двух камней в углу.
7. Чтобы нарисовать лодку, используют кончик кисти. Это очень кропотливая работа, требующая мягких, но отчетливых линий.
8. Для рисунка деревьев за домом используют немного более светлые тона краски.
9. Закончив первый план, более разведенной краской и тонким мазком рисуют далекую гору. Важно нарисовать основную часть горы горизонтальными линиями.
10. Завершив основную форму горы, далее рисуют растительность серым среднего тона, накладывая группы точек. Это требует терпения, поскольку необходимо несколько слоев точек, чтобы добиться желаемой текстуры.
11. Нарисовав маленькие деревья на горе разделенным надвое кончиком кисти, снова обращаются к растениям, нанося новые мазки более темного черного цвета.
12. Кисть обильно смачивают светлой краской, а кончик - черным, чтобы нарисовать более далекую гору одним мазком.
13. Двумя тонами зеленого, смешанными с очень светлой, сильно разведенной черной краской, начинают раскрашивать деревья в направлении листьев. Мазки зеленого не должны смешиваться с черным, если рисовать рядом с предыдущими линиями, получится гораздо более свободный и поэтический эффект.
14. Шляпу старика раскрашивают коричневым, воротник - серым, а одежду - оранжевым.
15. Платок на голове юноши раскрашивают светло-голубым, а одежду - темно-голубым. Чтобы закончить первый план, крышу и окно дома закрашивают светло-коричневым.
16. Чтобы придать объем камню, следуя его текстуре, используют зеленый и светло-голубой.
17. Чтобы нарисовать текстуру и объем гор и растений на заднем плане, кисть смачивают очень светлым, таким разведенным, что при высыхании он малоразличим.
18. Горы и воду в озере раскрашивают сильно разведенным зеленым. Если нанести цвет, накладывая несколько мазков, цвет поверхности воды будет более богатым и глубоким.
19. После нескольких слоев краски в конце видна весенняя сцена после долгой зимы. Рекомендуется повторить процесс раскрашивания минимум 10раз, как при раскрашивании очень светлыми красками, чтобы усилить жизнь пейзажа.
|