На Востоке, в Азии дракон считается символом удачи, способным сделать напиток бессмертия. Изображает первооснову янь (инь - женское начало, а янь - мужское) китайского изображения космоса, связанную с концептами возрождения, плодородия и активности. Это мифологическое животное часто включают в орнаментальные мотивы, украшающие дом, мебель или предметы, где дракон выполняет функцию защиты от злых духов. Во многих легендах и народных сказках драконы играют главную роль, в пластическом искусстве и народных промыслах составляют главный мотив. Количество драконов, которые могли красоваться на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае, было строго регламентировано. На одежде императора изображались девять драконов. Еще одно доказательство символической важности этой идеограммы.
Чен Рон. Девять драконов. Деталь горизонтального листа, краска и оттенки красного, бумага. Работа, датированная 1244. (династия Южная Сун). 10,96% 0,46м. Музей изящных искусств (Бостон, США).
В Китае каллиграфии учатся раньше, чем живописи, потому что все основные мазки связаны с ней. И в каллиграфии, и в живописи используется «метод кости», названный так потому, что форма каждого мазка похожа на кости. Подходящая манера тренироваться в каллиграфии - поддерживать совершенную внутреннюю сосредоточенность как продолжение силы энергии, которая владеет кистью. Однако не стоит путать использование силы кисти с большим давлением, речь идет о контроле над духовной силой.
В этой первой части приведены упражнения по каллиграфии, сделанного Цяо-линь Лиу, показано, как писать букву лон (дракон) в стиле кайшу, или административном. Этот стиль написания вошел в употребление в конце эпохи династии Хань и приобрел законченную форму в эпоху Трех Царств.
1. Начинают с верхней левой части мазком в форме запятой, опуская кисть и не слишком надавливая. Далее рисуют горизонтальную линию слева направо, из которой появляются две наклоненные линии, переходящие в другую, параллельную предыдущей.
2. Поддерживая ту же самую энергию, рисуют нижнюю левую часть. Начинают с вертикального мазка. Потом слегка поднимают запястье наружу, поднимая кисть. Продолжают от начала предыдущего мазка горизонтальную линию, заканчивающуюся прямым углом и продолжающуюся вертикальным мазком, который следует в направлении предыдущей линии.
3. Эта часть заканчивается двумя короткими горизонтальными мазками, соединяющими две предыдущие вертикальные прямые.
4. В правой верхней части начинают короткий горизонтальный мазок, к которому добавляют другой новый вертикальный короткий мазок в форме перевернутой Т.
5. Не поднимая кисточки от бумаги, делают мазок прямыми линиями в форме S. За мазком кисть следует своим путем до нижней части бумаги.
6. Мазок продолжается до длины соседних линий, тогда он уходит направо, образуя кривую, заканчивающуюся крючком.
Порядок написания буквы лон, или дракон.
7. Эта готовая буква в стиле кайшу. В конце художник ставит свою личную печать.
Речь идет о букве, написанной курсивом. Появившийся также в эпоху династии Хань, стиль синшу такой же, как кайшу, но есть легкие различия. Нет вертикальных мазков, есть наклонные, углы делаются более острыми, кривые расширяются и три последние параллельные линии превращаются в крючок.
1. Рисуют верхнюю часть буквы зигзагообразной линией. Мазок не прерывается, нижнюю часть рисуют в виде перевернутой U. Давление кисти на бумагу меняется, чтобы изменить толщину линии.
2. Нижняя форма оканчивается спиралью. Правая часть идеограммы - это продолжительный мазок из изгибов и углов, увенчанных изогнутой нисходящей линией, оканчивающейся крючком.
3. Это окончательная буква лои в стиле синшу. Выполнить этот шрифт быстрее, чем предыдущий.
В стиле видно, как кисть следует за ритмом, который задает музыка души автора. Речь идет о каллиграфии курсивом или абстрактной каллиграфии, наиболее артистичной и передающей наивысшие чувства.
1. Многочисленные верхние углы сокращают почти до точки и мажа.
2. Здесь опускающийся мазок берет толчок, делает быстрый и изогнутый поворот, оставляя почти неразличимую линию, пересекающую бумагу до начала следующей формы. Там мазок снова виден и делает завиток.
3. Мазок энергично продолжается двумя изгибами, дополняющими друг друга, и затем медленно поднимается, заканчиваясь круглой завитушкой. Печать ставится в букве.
4. Художник заканчивает упражнение и ставит свою личную печать. Каллиграфия цаошу - самая быстрая и свободная в исполнении, поэтому ее еще называют абстрактной.
|