Пятница, 17.05.2024, 08:12

ПЛАНЕТА МАСТЕРСТВА

Меню сайта
Советуем почитать


Категории раздела
Техника китайской живописи [16]
Техники изображения растений [15]
Формы рисования фруктов и зелени [9]
Техники рисования животных [17]
Пейзаж в китайской живописи [14]
Перспективы и композиция планов [15]
Статистика

Из мира искусства

Главная » Статьи » Техника китайской живописи » Техника китайской живописи

Гравировка китайских печатей

Китайская каллиграфия и живопись славятся поэтичностью и философским духом. Начиная с нескольких скромных мазков, художники заставляют бурлить весь скрытый мир, жизненную энергию, которая сообщает духовный подтекст каллиграфии, жанру живописи и даже печатям, которые традиционно присутствуют в работе. В этом разделе речь идет о печатях, их важности, их рисунке и о том, как их изготовить.

В китайской культуре печать соответствует личной подписи художника на Западе, но используется в гораздо более широком смысле. Речь идет также о знаке художественно-культурной утонченности. Происхождение печати такое же древнее, как происхождение самой каллиграфии, из которой она вышла, и поэтому печать тоже представляет огромный художественный и эстетический интерес.

Печать начали использовать начиная с V - V вв. до н.э., однако ее наибольшее распространение и расцвет пришлись на XV -  XX вв. Вначале печать не имела первостепенной важности, она использовалась как свидетельство об обмене в торговой сфере.

До X в. изготовление печати было делом мастеров, которые гравировали иероглифы, написанные каллиграфом. С V в. древний шрифт чжуань стал наиболее используемым на всех печатях из нефрита и других камней. От новых шрифтов отказались, и их употребление даже считалось дурным тоном. В X в. в обиход вошел новый материал; речь идет о более податливом камне по сравнению с использовавшимися ранее, который позволил художникам гравировать нарисованные ими печати. Таким образом, сущность гравировки, механическая работа мастеров, стала считаться художественной, и печати стали цепным элементом китайского искусства.

В живописи печати начали использоваться примерно в V - X вв. Кроме именных печатей (с именем или прозвищем художника или мастера), появились так называемые печати «удовольствия» на картинах. Эти печати хранили сведения о картине: ее цене, ее принадлежности (частная ли это собственность или из коллекции), даты, маленькие изображения, поговорки и т.д.

Гравировка китайских печатей

Гон Шан-хуа (1969), тайваньский специалист по печатям, изготовил одну, озаглавленную Живя в свое удовольствие. В заголовке передана эмоция автора в момент изготовления.

Гравировка китайских печатей

Именная печать, сделанная Гон Шан-хуа.

Гравировка китайских печатей

Печать «удовольствия» (с именем изготовителя), сделанная Гон Шан-хуа.

Гравировка китайских печатей

Печати разных форм: прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.

Гравировка китайских печатей

Разные камни для печати, твердость которых не представляет большой трудности для гравирования. Уолтер Чень подтвердил, что твердое семя слоновой пальмы (на фото справа) тоже служит для гравировки печатей.

Гравировка китайских печатей

Для изготовления печати могут использоваться и более простые материалы, как дерево или бамбук. На фото показана печать из бамбука на конце рукоятки.

Прежде чем приняться за рисунок и гравировку печати, необходимо располагать набором необходимых инструментов. Среди них самым важным является камень. Древние печати делались из твердых материалов, таких как нефрит, золото, серебро, рог носорога, свинец, хрусталь,   кость или керамика. Сейчас наиболее используемые материалы, или агат

(черный, гладкий и крепкий; лучшие - чистые и кристаллические, прозрачные или полупрозрачные) и алебастр, более простой в работе. Качество камня тоже важно, нужно выбирать гладкие камни и без трещин.

Кроме камня, для изготовления печати необходимо располагать нужными материалами и инструментами. Это:

Словарь. Чтобы выгравировать печать, надо хорошо знать структуры китайских идеограмм шрифта чжуань, а для этого главное  -  иметь хороший словарь, демонстрирующий мазки.

Стамеска. Бывает двух типов: с плоским лезвием или с наклонным, хотя очень мало кто использует этот тип. На самом деле профессионалу нужен только нож, чтобы вырезать текст кончиком острия.

Подставка для печатей. Инструмент для начинающих, помогающий фиксировать печать во время фавировки.

Жидкая краска. Качество и цена сильно разнятся в зависимости от структуры. Бывают краски разных цветов, на любой вкус, но красная краска используется наиболее часто.

Палочки для печатей.

Раньше они были из слоновой кости, сейчас их делают из кости коровы. Они размешивают краску. Когда краска долго остается в баночке, масло выходит на поверхность, и надо использовать палочки, чтобы снова смешать его с краской.

Линейка для печатей.

Инструмент для определения положения каллиграфии.

Кисть, краска, бумага и чернильница. Используется кисть из волчьего волоса, чтобы сделать набросок краской на рисовой бумаге.

Наждачная   бумага.

Используется для обтесывания и шлифования печати.

Камень арканзас. Мелкий абразив, применяемый для шлифовки камней.

Зеркало и кисточка.

Зеркало служит, чтобы проверить готовый рисунок, нарисованный наоборот, и кисточка, чтобы очистить готовые печати после гравировки.

Высокая подставка для печатей с клиньями. В зависимости от размера камня определяется достаточное количество клиньев, чтобы удерживать материал.

Гравировка китайских печатей

Гравировка китайских печатей

Существуют разные издания словарей идеограмм для гравировки па печатях. Выбирается один подходящий для личного пользования. На фото показана идеограмма «человек» (А), у которого есть разные варианты написания для печати.

Гравировка китайских печатей

Зеркало нужно, чтобы увидеть правильное изображение гравировки на камне.

Взявшись за изготовление печати, важно обдумать композицию, оценить преобладание выпуклых или вогнутых поверхностей печати, известных как «красное на белом» или «белое на красном» в отношении к цвету краски, и выбрать способ гравировки из двух существующих: вырезание или выдалбливание.

Чтобы сделать печать, прежде всего определяется число идеограмм, которые будут выгравированы, будет фон белым или красным, линии - толстыми или тонкими, мазки  -  круглыми или квадратными. Необходимо знать, как менять расположение центра и граней и т.д. Чтобы понять эти критерии, надо изучить лучшие работы разных династий и затем опробовать каждую технику, и только после долгой практики можно научиться мастерски изготавливать печати.

В продолжение указаны некоторые основные соображения для изготовления печатей:

1. Соотношение. Это необходимое условие для гравировки печати. Размер слов, ширина мазков и пространства должны быть пропорциональны.

2. Густота. Одно из главных условий для выражения контраста между тонкими и плотными линиями. В основном используется среднее состояние, чтобы рисунок печати не был слишком ярким или слишком тусклым.

3. Добавлять и вычитать. Этот критерий относится к мазкам. Когда у идеограмм есть очень похожие мазки, это усложняет рисунок. В этом случае можно добавить или убрать один мазок в идеограмме.

4. Перемещение мазков. Во время рисования композиции некоторые мазки можно сдвигать, чтобы немного оживить рисунок.

5. Гармония и однородность. Рисунок должен соотноситься с диагоналями, скрещенными мазками, треугольниками и т.д.

6. Объединение мазков. В некоторых древних печатях по причине стертости или грязи, забившейся в промежутки букв, мазки кажутся соединенными. Сегодня это средство используется для поиска красоты формы и решения проблемы множественных и разрозненных мазков.

7. Грани. Чтобы разнообразить композицию, используются идеограммы «рисовое поле» и «солнце» как грани древних печатей, что позволяет добиться особого эффекта.

Гравировка китайских печатей

Выпуклая печать, или «красное на белом», для коллекции личных книг, сделанная Гон Шан-хуа.

Гравировка китайских печатей

«Поток краски как, выпуклая печать, или «белое на красном», сделанная Гон Шан-хуа.

Есть два способа удерживания ножа в руке. Первый  -  сжимая рукоятку, и второй - держа его, как карандаш. В первом случае должна двигаться кисть руки, все зависит от силы запястья и рук. Второй более быстрый, тут нужна сила пальцев и запястья. Способ использования ножа напрямую влияет на красоту печати. За много веков практики набралось 13 способов удерживания ножа. Что касается изготовления, эти формы слишком сложные, чтобы объяснить их хорошо; самое важное  -  действовать стамеской или ножом, чтобы работать свободно, с силой и чувством. Как для кисти в каллиграфии, для гравировки печатей тоже важны ритм и сила.

Прежде всего, важно сформулировать тему. После некоторых размышлений мы выбрали тему «Развивай свое сердце». В буддизме сердце человека  -  это вверенная нам земля, и мы должны заботиться о ней, чтобы она дала плоды (чтобы они принесли пользу остальным).

Слово развивать в буддизме означает «принести что-то хорошее окружающим нас людям, чтобы наше окружение изменилось». Иными словами, мы бросаем наше семя, чтобы изменить мир, ожидая, что на нашем примере остальные сделают то же самое.

В общих чертах этот процесс состоит из следующих этапов: фиксация камня в подставке, затем перенос приготовленного слова или изображения, а затем начинается собственно гравировка. После гравировки необходимо прежде всего проверить результат в зеркале. В случае ошибки надо поправить букву или изображение и довести дело до конца. Наконец, можно использовать печать.

Гравировка китайских печатей

Выбранная модель для печати, которую изготовят. Фраза «Развивай свое сердце».

Гравировка китайских печатей

Категория: Техника китайской живописи | Добавил: admin (29.04.2012)
Просмотров: 3500
Поиск

МОУДОД ДХШ ИВАНТЕЕВКИ © 2024
Хостинг от uCoz