Китайская письменность насчитывает свыше 2000 лет существования, а системе письма, перешедшей от простых изображений предметов повседневной жизни к символическим формам, около 6000 лет.
Китайская каллиграфия - вид изобразительного искусства, в котором абстрактные линии базируются на идеограммах. Как любое абстрактное искусство, оно основано главным образом на чистоте ритма, равновесии и гармонии мазка. Каждая китайская идеограмма, от самой простой до самой сложной, формируется на основе шести основных мазков - позже их число увеличилось до восьми, - которые могут сочетаться самыми разными способами. При выполнении мазков упорядоченность и однородность противопоказаны, каждая каллиграфическая форма должна быть живой.
Суть каллиграфии заключается в создании смысловых мазков черной краской на бумаге за счет гибкости движений кисти и густоты краски. Кисть каллиграфа - его пальцы; ритм кисти, ее быстрота, плавность, полет, пауза и переход приводятся в движение человеком и превращаются в отражении на бумаге его эмоций и души. В то же время каллиграфия - экспрессивное искусство, претендующее на то, чтобы молчаливо отражать впечатления, знания, способность и индивидуальность художника через его работы. Отсюда выражения «идеограммы - отражения личности» и «почерк - зеркало души».
Каллиграфия тесно связана с традиционной живописью. Даже подтверждено, что каллиграфия и живопись имеют одно происхождение, поскольку изначально для письма и живописи использовался один инструмент. В том, что касается графики, каллиграфия сравнима с живописью из-за своей способности пробуждать эмоции посредством богатого разнообразия форм и линий. Главным вдохновением как китайской каллиграфии, так и живописи служит природа.
Другие виды изобразительного искусства, такие как древняя китайская скульптура, тоже содержат элементы каллиграфии: комбинация линий, декоративная характеристика обнаруживает скрытую связь с лишу в каллиграфии. Что касается древней китайской архитектуры, все здания от расположения до структуры колонн и балок без исключения следуют нормам симметрии, равновесия и соотношения между главным и подчиненным и т.д. В общем каллиграфия в такой мере по влияла на разные художественные жанры и дисциплины, что может считаться «душой китайского искусства».
Цао-линь Лиу демонстрирует свою работу. Она сидит прямо, локоть неподвижно висит в воздухе, двигается только кисть руки, и в ней сохранена абсолютная внутренняя сосредоточенность.
Начинающие обычно используют рисовую бумагу, разлинованную «девятью императорскими квадратами»
Чжан Сюй (7-748). Четыре древние поэмы. В работе этого известного каллиграфа есть мазки большой силы, имеющие много сходства с живописью. Это значит, что основа китайской живописи и есть каллиграфия. Поэтому чтобы хорошо рисовать, необходимо сначала научиться каллиграфии. В правом нижнем углу этой древней и очень известной работы можно видеть много абстрактных мазков, по своей текстуре, текучести краски, изгибам и экспрессивности сравнимых с живописью. Взяв в качестве примера три фрагмента (см. стр. 54, 70 и 79), можно убедиться, что мазки не отличаются. Это доказывает, что как краска, так и кисти, используемые во всех этих случаях, одни и те же. Искусство каллиграфии и живописи тесно связаны.
Чтобы писать китайские иероглифы и искать их в словарях, надо точно знать количество мазков каждого иероглифа, его вид и последовательность написания. Вне зависимости от инструмента, традиционной кисти или современной ручки, каждый иероглиф - графическое единство, которое сводится к восьми различным формам, или основным мазкам, которые образуют порядка 50 ООО разных фигур, или индивидуальных иероглифов. Ван Сичжи (3217-379?) после пятнадцати лет экспериментов написал, что иероглиф йон (вечный) содержит восемь главных мазков китайской каллиграфии. Эти основные мазки, выполненные кистью, называются:
1) пятнышко;
2) горизонтальная линия, слева направо;
3) вертикальная линия, сверху вниз;
4) крючок, повернутый вверх;
5) ключ, слева направо;
6) хвост сверху вниз и справа налево;
7) клин, сверху вниз и справа налево
8) росчерк, сверху вниз и слева направо.
Основные принципы, которые надо иметь в виду, чтобы писать или считать линии каждого иероглифа, следующие:
1. Сначала пишут верхние мазки, а потом добавляют нижние.
2. Если иероглиф состоит из двух вертикальных частей, сначала пишут мазки левой части, а потом правой.
3. Сначала рисуют горизонтальные линии, а потом пересекающиеся.
4. Сначала пишут линии, повернутые влево, а потом повернутые вправо.
5. Центральный мазок рисуют раньше, чем другие симметричные.
Несколько простых примеров, показывающих процесс написания разных идеограмм, соответствующих словам с различными значениями, которые позволяют понять порядок и направление каждого мазка, следуя вышеизложенным критериям. Та же самая система упорядоченной конструкции мазков используется в словарях при поиске нужной идеограммы.
Та же самая буква, или идеограмма йон, написанная стилем цаошу, или курсивом, абстрактная. Здесь можно видеть, как упрощен мазок в сравнении с тем, который изображен наверху. Хотя кажется, что делать его очень просто, на самом деле нужно много тренироваться, чтобы добиться красивой буквы. Вырабатывая этот стиль, каллиграф использует максимальную концентрацию и внутреннюю силу, чтобы сделать очень быстрые два или три мазка. Концепт, отличный от каллиграфии на Западе.
|