Пятница, 17.05.2024, 08:41

ПЛАНЕТА МАСТЕРСТВА

Меню сайта
Советуем почитать


Категории раздела
Техника китайской живописи [16]
Техники изображения растений [15]
Формы рисования фруктов и зелени [9]
Техники рисования животных [17]
Пейзаж в китайской живописи [14]
Перспективы и композиция планов [15]
Статистика

Из мира искусства

Главная » Статьи » Техника китайской живописи » Техника китайской живописи

Краткая история китайской живописи

Китайская живопись, в отличие от западной, не стремится воссоздать в точности реальность, а пытается изобразить саму сущность вещей, найти особые черты модели, не вдаваясь в детали. В основе китайской живописи  -  попытка изобразить не вещественную материю, а ее суть, выразить на свой манер то, что скрывается за внешней оболочкой: «цель художника  -  выявить скрытые в окружающей действительности законы (мироздания), которые невозможно ощутить».

Нельзя говорить о жанрах китайской живописи, не принимая во внимание даосизм как личный религиозный опыт слияния человека с природой. Понятно, что главные жанры ориентированы на это.

Самым главным жанром китайской живописи считается пейзаж. Правда, вначале пейзажи представляли задний план в картинах с изображением людей, однако в эпоху династии Суй (581-618) этот жанр стал самостоятельным.

Далее по значимости следуют цветы и птицы, жанр, появившийся с опозданием и усовершенствованный в эпоху династии Тан.

Последний жанр  -  люди, или персонажи. Речь идет о меньшем по значимости жанре, прижившемся благодаря индийскому влиянию и посвященном жанровому портрету человеческих качеств, без признаков реализма. Этот жанр наиболее древний, и вершина его расцвета пришлась на период Сражающихся царств.

Краткая история китайской живописи

Приписывается Лян-кай. Бессмертный, или Чань-монах. Xв., Южная Сун. Лист из альбома. Тушь, бумага. Национальный музей Императорского дворца (Тайбэй, Тайвань).

Краткая история китайской живописи

Копия картины Чан Шуань (V в.), приписываемая Ли Кон-линь (Xв.). Госпожа Го-го выезжает верхом на прогулку. Часть горизонтального листа. Черная тушь и краски, шелк. Национальный музей Императорского дворца (Тайбэй, Тайвань).

Вначале пейзаж не был самостоятельным жанром, он служил фоном для других сиен; в пейзаже использовались прежде всего зеленые, голубоватые, позолоченные и темно-красные цвета. Изображение независимых пейзажей началось в эпоху династии Тан. Цветные краски были заменены монохромными гуашевыми, что привело к существенному скачку в эстетике китайской живописи. Этот период предшествовал династии Сун, когда жанр утвердился благодаря художнику и критику Цзин Хао, который вместе со своими последователями Ли Чэном и Фань Куанем определил типологию жанра. В отличие от Запада, нарисованный пейзаж предназначен не для выставок, а для долгого уединенного созерцания и последующего осмысления.

Страсть Фань Куаня к созерцанию равнин и гор привела к тому, что он поселился среди них, и они стали ча,-стью его души. Для него природа была единственным настоящим учителем живописи, несмотря на то, что стиль и технику он заимствовал у Ли Чэна, к которому испытывал глубочайшее уважение. Итак, Фань Куань весь день изучал пейзаж, наблюдая за формой скал, разнообразной растительностью, за тем, как меняются горы в окружающей атмосфере и как они скрываются за облаками. Художник добавлял в пейзажи маленькие фигурки, подчеркивающие незначительность человека перед величественной природой.

Этих художников превосходил Го Си, возможно, лучший пейзажист династии Сун. Он тоже ставил но главу угла подробное наблюдение за природой, обращая наибольшее внимание на изменения, производимые временем года или климатом. В этом отношении он был одним из первых, кто использован эффект света в изображении гор.

Позже, в эпоху династии Юань, в пейзаже использовались приемы, напоминающие работы художников династии Сун, однако линии становятся проще, изящнее и прямее, черная тушь уступает место коричневым и красноватым гуашевым краскам. На картинах изображены шатры и беседки (что сообщает о скрытом присутствии человека) на фоне пейзажа.

Краткая история китайской живописи

Фань Куань. Путники среди гор и потоков. Вертикальный диет. Тушь, светлая краска, шелк. Национальный музей Императорского дворца (Тайбэй, Тайвань).

Краткая история китайской живописи

Джузеппе Кастильоне, или Лань ши-нинь. Сотня лошадей. 1728. 94,5 см в высоту. Национальный музей Императорского дворца (Тайбэй, Тайвань).

Параллельно с апогеем пейзажной живописи в X в. при императорском дворе начинают развиваться темы птиц и цветов, ставшие источником вдохновения для выражения чувств, и любование красотой природы, что является самой жизнью; это точка соприкосновения с поэзией, исходящей от живых существ.

Этот жанр находит свое решение в трех основных техниках: техника, известная как гун-би  -  это техника деталей, когда сначала аккуратными линиями или точками намечается контур, а потом красками рисуется внутреннее пространство; преимущественно художники работают в довольно реалистичной манере и обращают внимание на детали.

Другая техника, весьма популярная в эпоху династии Сун, заключается в рисовании гуашью; тушь присутствует в виде пятен, не ограниченных контурными линиями.

Третья техника, для которой характерны очень экспрессивные мазки, основана на использовании непосредственно пера и туши для выражения духа цветов и птиц по технике. Этими очень свободными, но лаконичными мазками художники пытаются поймать суть предмета.

Серьезные контакты с Западом осуществляются с XV в., когда португальские корабли достигают берегов Гуанчжоу (Кантон). В XV в. барокко завоевывает Китай: начинается применение западной перспективы, осваивается тема женской фигуры и уменьшается тяга к избыточным декоративным мотивам.

В 1715 г. в Пекин приезжает Джузеппе Кастильоне (1688 - 1766), известный в Китае как Лань шининь, ставший придворным художником и главным императорским портретистом. Он привнес в китайское искусство определенный западный стиль, синтез, смешивавший восточную технику с формами и светотенью Запада. Его работы были очень известны, но стиль не получил продолжения, поскольку отдельные художники при дворе воспринимали его живопись как ремесло, но не как произведение искусства из-за множества теней и излишней манерности мазков.

Начиная с X в. параллельно с придворной живописью развивается не академизм, объединенный философией чань, или дзен. Одним из самых важных эстетических последствий было то, что ключевой стала линия, жест сам по себе обрел значение и превратился в объект изображения. Чжу Да (1625-1705) был одним из лучших представителей не академизма. Он писал все работы спонтанно, одной линией, по возможности без поправок. Он стремился при этом не воссоздать предмет, а подчеркнуть его внутреннюю энергию и простоту.

В эпоху династии Цин сосуществовали различные школы с сильно отличающимися стилями и идеологиями - от ортодоксов, ограничивавшихся поддержанием традиции, до художников, которые, особенно в южных регионах, искали новых клиентов среди нажившихся на торговле купцов. Несмотря на влияние европейской культуры, западные стили находили слабый отклик. Исключение составляла маленькая группа шанхайских художников, развивавших свой смелый стиль, с яркими красками, среди которых выделился Цзэнь-И (1840-1896).

Краткая история китайской живописи

ЧжуДа. Две птицы. Лист альбома. Тушь, бумага. 31,7х 26,3 см. Частная коллекция.

В XX в. влияние западного искусства стало более заметным, однако некоторые художники вернулись к традиционной живописи. Среди них Ци Байши (1863-1957), однако его работы производят неоднозначное впечатление из-за полу абстрактного содержания. К тому же этот художник писал необычно и спонтанно из-за сильного влияния дзен, которое он заявляет в своих работах.

Другие художники, выделившиеся в XX в.  -  это By Чен Ши (1844-1927), рисовавший тушью в экспрессивном стиле, развивая темы птиц, цветов, пейзажей и бамбука. Чан Та-Чинь (1899-1983), который прославился тем, что ввел такие технические инновации, как новый способ окроплять бумагу распыленной тушью. Бу Синь-ю (1896 - 1963), родственник последнего императора, перенесший полученное при дворе утонченное воспитание в поэзию, каллиграфию и живопись чистым и изысканным стилем. И наконец, Чен Шань-Си (1932), представляющий наиболее близкий и повседневный стиль.

Краткая история китайской живописи

Ци Байши. Цветок сливы. Частная коллекция (Гэнконг, Китай).

Краткая история китайской живописи

Чен Шань-Си. Хижины в горах. Его стиль  -  развитие пейзажной живописи в эпоху династии Тан. Видны различные краски очень насыщенных цветов.

Краткая история китайской живописи

Бу Синь-ю. //грающие дети (фрагмент), частная коллекция. Данная работа этого известного современного художника  -  яркий пример стиля гун-би. Внутреннее спокойствие достигается за счет законченных линий и изысканности насыщенных цветов.

Категория: Техника китайской живописи | Добавил: admin (29.04.2012)
Просмотров: 3375
Поиск

МОУДОД ДХШ ИВАНТЕЕВКИ © 2024
Хостинг от uCoz